Многие ребята, попросту тратя время, сидят у экранов компьютеров и телевизоров, другие же решают для себя проводить целую неделю каникул в приятной компании, узнавая массу нового и интересного. Уже который год в нашем городе существует Зимняя Пущинская школа, где детям предоставляется шанс раскрыть свои таланты, а педагогам – передать младшему поколению знания и опыт. В этом году она проходила с 25 по 31 марта на весенних каникулах в школе № 3. О юных исследователях рассказывают юные журналисты ДЮЦ «Радуга».
Каждый раз Зимняя Пущинская школа собирает участников не только из нашего города, но и из разных уголков России. А сотрудники приезжают даже из других стран. Курсы ведут и студенты, и аспиранты, и молодые специалисты, и известные учёные. Для последних есть «лекции мамонтов», где именитые исследователи рассказывают, к примеру, об особенностях языков и устройстве крови.
Кроме этого специального занятия день в ЗПШ содержит 3 ленты – так здесь называются уроки. В этом году школьники могли выбрать три из полусотни предложенных курсов. Некоторые решили отдать предпочтение математике. К примеру, курсу «Я – лжец». Парадоксы здесь рассматриваются с точки зрения математической науки. А школьники стараются справиться с неразрешимыми, на первый взгляд, задачами.
«Название пошло от самого первого парадокса, который мы объясняем – это определение «Я – лжец» не имеет решения, – рассказывает ведущий курса Павел Смирнов. – Есть софизмы, а ещё мы рассматриваем использование парадоксов в теории вероятностей и их объяснение. На идею этого курса меня натолкнули интересные задачки про мудрецов в колпаках, про островитян с разноцветными глазами. Вначале это был кружок решения необычных задачек. Сейчас решили сделать курс, чтобы объяснять школьникам, как с ними справляться, и почему это именно так».
Здесь ребятам не просто говорят ответы на интересные вопросы – читают лекции и решают задачи, но и дают возможность, высказав своё мнение, самим понять и объяснить необычное явление: «Мы стараемся, чтоб они сами додумались до ответов на эти загадки, и какая является парадоксом, а в каком случае нужно всего лишь подобрать правильное объяснение».
В ЗПШ ребята могут попробовать себя в различных видах деятельности – мало того, что они сами выбирают заинтересовавший их курс, им ещё и предоставляют широчайшее поле действий.
Марина Поцелуева (Москва): «Я выбрала «Микробиологию», «Со мною вот что происходит» и «Кофе».
Юлия Сиденкова (Пущино): «Два курса у испанцев и «Пишем сценарий».
Анастасия Арбузова (Липицы): «Обман зрения», «Психология общения» и курс психологии любви».
Максим Ильин (Рязань): «Я выбрал «Игры с шифром», «Математическую шкатулку» и «Авиацию».
Ирина Разживина (Городец, Нижегородская область): «Я посещаю курс « Human brain ». Ещё я выбрала «Геном и его расшифровка на компьютере», а также химический курс «Собери и раскрась».
Здесь представлены и психологические, и биологические, и исторические, и филологические, и физические, и математические направления. Один из курсов, к примеру, называется «Со мною вот что происходит…» и касается он психологии любовных недоразумений. Что обычно делают мальчики, если им нравятся девочки, и как объясняются их поступки? Слушатели лекций получили ответы на этот и многие другие вопросы.
«Это курс, в котором я говорю с детьми о любви, о том, какие обычные бывают заблуждения, и о том, какие бывают разочарования, – говорит Сергей Шлепаков. – У ребят ещё нет большого опыта и им хорошо бы узнать, какие разные точки зрения бывают, кроме тех, что они видят в мыльных операх и сказках».
Курс пользовался огромной популярностью ещё и потому, что все высказанные утверждения основывались на научных фактах.
В ЗПШ ребята, увлекающиеся языками и литературой, могли не только узнать их историю или изучить русскую и иностранную фонетику, но и, к примеру, научиться писать сценарий.
«Результат не придуман заранее, – объясняет ведущая курса Мария Турилова. – Изначально мне нужен был сценарий спектакля про Александра Невского. Но сейчас получилось, что мы работаем над детским фильмом про современных школьников. Там будут сцены об Александре Невском, потому что с ними будет знакомиться главный герой. Это станет толчком для его изменения».
Работа над сценарием временами прерывалась жаркими спорами – кто будет героем, каким будет его характер, как будут сочетаться разные черты, как передать образ? А в это время в другом кабинете на курсе по химии «Собери и раскрась» шла работа, в которой не было места бурным проявлениям эмоций – здесь ребята и преподаватели сосредоточенно трудились над получением необходимого вещества. На этом курсе шёл синтез органических красителей различной природы.
«Он абсолютно практический, – рассказывает ведущий Иван Харитонов, – и это самая настоящая химия, настоящий органический синтез, каким он должен быть. В обычной школе нет или очень мало химической практики. Мы решили показать, как всё происходит в настоящей науке».
Рассказывая о своих впечатлениях от курсов, ребята поведали, что в ЗПШ они получили возможность заинтересоваться чемто новым, тем, на что раньше они даже не обращали внимания. И, конечно, углубить свои знания в любимых предметах.
Максим Ильин (Рязань): «Услышал очень много об авиации, некоторые факты по математике. Узнал, как зашифровывать, что есть Цезарьшифр и другие».
Марина Поцелуева (Москва): «На этих курсах я научилась болееменее понимать любовные отношения, выделять собственную ДНК и узнала много нового про кофе».
Ирина Разживина (Городец, Нижегородская область): «Меня заинтересовала здесь именно практика. То, что собственными руками можно создать чтото необычное и потом, как сказали, впоследствии можно раскрасить и футболку, и платочек. Если, конечно, всё правильно будем делать».
Юлия Сиденкова (Пущино): «Я узнала про мозг, про архитектуру Греции и Рима».
Для ребят в ЗПШ важны не только полученные знания (хотя, конечно, и они тоже), но и постоянное общение. Здесь они обмениваются мнениями, заводят новые знакомства и просто хорошо проводят время. Многие участники посещают эту школу не впервые, но всякий раз открывают для себя новые грани.
ЗПШ – это не только интересные уроки, проведённые в нестандартной форме, но и вечерняя развлекательная программа: обучение танцам, творческие, психологические и настольные игры, студии «Крокодил», «Личный стиль в одежде» и «Газета ЗПШ». А ещё здесь почти каждый день проходят общие мероприятия – УНТ («Универсальный научный турнир»), гуманитарная игра. Завершается ЗПШ традиционной выставкойконференцией, где во время стендовых докладов ребята рассказывают участникам школы и её гостям о прослушанных курсах.
Окончание ЗПШ совсем не означает, что о ней забудут до следующего года. Сразу после закрытия начинается подготовка нового сезона, а ученики и сотрудники, разъехавшиеся по домам, ещё долго будут делиться впечатлениями с друзьями, тем самым привлекая новых сторонников и поклонников Зимней Пущинской школы.
Фаина ГРЯНКО,
Анна ЗАРУБИНА,
Дарья КОМАРОВА,
Александра ШИЛОВА