На открытие экспозиции пришло немало гостей. Поздравить автора собрались друзья и коллеги, люди, ставшие героями сегодняшней выставки. Работы поражают своим разнообразием. Здесь можно увидеть фотографии, сделанные как в самом храме, так и вне его стен, более того, на многих снимках изображены только люди, и об их вере рассказывает не то, что их окружает, а взгляд.
– В России большинство людей – православные, – говорит Сергей Воронин. – Проводится много выставок на эту тему, «Вера в России» и другие. Показывают только храм и что-то вокруг него. Я смотрю на это шире. «Православные мы» – это же традиции, любовь, чувства. Они где угодно могут проявляться.
На выставке представлено более 50 работ автора. По словам Сергея, тема православия заинтересовала его давно, около 30 лет назад, в годы перестройки, когда начали активно возрождать храмы.
На выставке можно увидеть много чёрно-белых фотографий. Автор словно убирает всё лишнее, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного – открытых одухотворённых лиц, от некой внутренней глубины кадра. Самая свежая из фотографий сделана в Высоцком монастыре Серпухова в 2017 году. Она также выполнена в чёрно-белом цвете.
– Это был вечер, людей было мало, изумительный свет, белые стены, – рассказывает историю создания фотографии автор выставки. – Заметил, что идёт, я так думаю, послушник. Я сразу нашёл удачное место и стал его ждать. В итоге получилась такая работа, внешне ничего не происходит, нет никакого события, но есть глубина.
На открытии выставки с творческими номерами выступили воспитанники воскресной школы «Вертоград», детской музыкальной школы им. А.А. Алябьева. Многие из ребят не раз становились героями фоторепортажей Сергея Воронина (около года он работает фотокорреспондентом в Пущинском информационном агентстве).
Своим мнением об экспозиции поделился настоятель храма Михаила Архангела, протоиерей Дионисий Крюков.
– В последнее время православие всегда ассоциируется с какой-то парадностью, помпой, золотом и блеском. Мне как раз очень нравится, что эта выставка даёт нам возможность задуматься о том, что православие – это душа, а не внешняя форма. Когда мы смотрим на эти фотографии, мы как раз и приближаемся к этому пониманию. Всё-таки церковь – это не этнография, церковь – это то, что человек внутренне переживает. А передать это не так-то просто, и только художник способен увидеть эту ускользающую часть жизни человека. Мне кажется, что Сергею это удаётся.
«Православные мы» – первая выставка автора, посвящённая вере. По настрою Сергея можно судить, что не последняя. По его словам, это начало большого проекта. Главное, говорит автор, успеть всё это осмыслить.
Анна Лихачёва
Фото Анатолия Веремеева