Пущинская усадьба, где бывал Алябьев, привлекает туристов из разных уголков нашей страны. Несмотря на то, что юридические тонкости пока не позволили приступить к реставрации объекта, жители и гости города надеются на то, что в перспективе памятник федерального значения войдёт в губернаторскую программу Московской области «Усадьбы Подмосковья». Вопрос об том ранее обсуждался в министерстве культуры Московской области. В поддержании порядка на территории усадебного комплекса помимо волонтёров принимает участие Госадмтехнадзор, её неоднократно посещали члены Правительства Московской области. В настоящее время усадебным комплексом как туристическим объектом заинтересовались участники проекта «Усадебный экспресс», работающего при поддержке Министерства культуры Московской области и портала «Путеводитель по Московской области». Информацию о нём можно найти на сайте www.mosreg.ru
«Только наша нелюбознательность и пресыщенность
русской музыки великими талантами оставляют
в тени прекрасные сочинения Алябьева»
Г.В. Свиридов
Творчество Алябьева достаточно долго было обделено вниманием исследователей. С одной стороны, обстоятельствами жизни композитора, официально объявленного преступником, из-за чего даже его имя не упоминалось на афишах концертов, содержавших в программе алябьевские сочинения. С другой стороны, бытовавшее мнение считать Алябьева «дилетантом» существенно снижало интерес к его творчеству. К тому же четыре безжалостные стихии: время, огонь, человеческая зависть и алчность – уничтожили навеки свидетельства эпохи, которые могли бы послужить открытию новых сведений о творчестве композитора.
Сегодня, в свете празднований юбилея Алябьева, концертов и конференций, защиты диссертаций, посвященных разным аспектам творчества композитора, о нем стало известно намного больше, чем через 50 лет после его смерти, когда вышла первая его биография.
Творчество Алябьева освещается в главе 5-го тома 10-ти томного издания «История русской музыки» 1980 г. Он был тем, кто заложил основы дальнейшего развития того классического русского искусства, которое дало М. Глинку,
П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова. Трудно переоценить вклад в изучение алябьевского наследия, сделанный Б. Доброхотовым. Опубликованное в 1974 г. издание 4-х томного собрания романсов позволило осознать подлинное значение творчества Алябьева и дало возможность исполнителям обращаться к ранее неизвестным произведениям композитора, включая их в концертные программы.
Музыка Алябьева рассматривается в диссертации Е. Куценко «Духовно-музыкальные сочинения Алябьева: опыт текстологического исследования» и в трудах Б.П. Хавторина (2001, 2006). Сибиряки, заботятся о том, чтобы вернуть наследие и напомнить его биографию. В год 430-летия Тобольска и 230-летия со дня рождения Алябьева вышла книга «Браво, Алябьев!» (сост. Л.И. Шмаль). Опубликована монография М.А. Букринской «Алябьев и его романсы» и т.д.
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет природой побежденный
Однако образ им запечатленный
Веками будет согревать сердца»
Микеланджело.
Сам Алябьев, вероятно, не ожидал, какую небывалую славу стяжает себе его романс «Соловей». Подтверждаются пророческие слова Б. Асафьева о том, что музыка Алябьева глубже, чем можно предположить на первый взгляд.
Мы живем в месте, которое вдохновляло выдающегося композитора и в котором, смеем думать, еще витает дух великого композитора. Обнадеживает и внимание к Пущинской усадьбе областного правительства. Из письма от правительства МО: «…При определении возможности использования усадьбы Правительство Московской области будет руководствоваться социальными задачами, которые необходимо решить в первую очередь с учетом мнения жителей и администрации г. Пущино». Ведь кроме памяти о духовном наследии должна существовать память реально ощутимая, вещественная, оживляющая далекое прошлое, которое хранит усадьба.
И.В. Голубева
куратор выставки
«Жизнь и творчество А.А. Алябьева»
в ДМШ им. А.А. Алябьева